Тепло наших рук

Алена Лебедева, инструктор, Семейный Клуб Родительского опыта "Рождество"
17 июля 2009 года

...Два совершенно разных малыша толкутся в коридоре, пока мама с младенцем на приеме у врача в кабинете за дверью. Мальчишки сказали, что они братья. Странно... Так не похожи! Один - как все дети, а другой - с болью во взгляде, худенький и явно с нарушением координации. Вышла мама. Оба кинулись к ней наперегонки, только один с опаской и стеснением.

Ирина: Когда мы усыновили Колю, мы были готовы к любым проблемам. Так хотелось убрать с лица земли хоть маленькую капельку боли. Нас не волновала сильная задержка в развитии малыша, мы были настроены на работу и на результат. Но когда мы поняли, отчего это происходит, когда мы увидели, что Коля - здоровый мальчик, а его нынешняя составляющая всего лишь результат недолюбленности в младенчестве, у нас выросли крылья и мы готовы были не спускать его с рук. Вы даже не представляете, какой скачок в развитии произошел у нас сейчас!

... На пороге просто какое-то столпотворение из маленьких человечков разных национальностей и разного возраста. Еще бы! В доме 9 детей. 5 своих и 4 приемных.
Галина: Первого ребенка мы усыновили, не думая. Просто моя подруга, работающая в детском доме, при встрече в магазине после работы рассеянно сказала: «Представляешь, ухожу со смены и чувствую, что эта маленькая узбечка хочет умереть!» Вдвоем спохватываемся и бежим обратно. Я захожу в палату первая, хватаю ее на руки, и понимаю, что больше никому не отдам. Однако, долго еще она мне не доверяла. Да и проблем скопилось за 5 месяцев ее жизни много. Хорошо, хоть природный потенциал здоровья был дан ребенку, а уж остальное было понятно, как решать. Приблизительно таким же путем попали к нам и все остальные детишки. Да что говорить! Все по немощам нашим дается.

...Четыре мальчишки, все, как один, на подбор! Красивые, сильные, приятные во всех отношениях! Наградил же Господь таким сокровищем!
Евгения: Да наградил только двумя, а двое средних — чеченские малыши. Взяли их из-под развалин в подвале после бомбежки. Сколько они там пролежали — неизвестно. Муж перевозил по должности, да так мимо дома и не провез. Это сейчас они такие сильные и красивые, а 10 лет назад...! Ой!!! Пока все оформили, столько времени потеряли!

Таких историй можно рассказать много. Человеческое сердце не переносит чужой боли из-за переполнения любовью, и эта любовь струиться в мир, уничтожая горе горькое. Всем таким родителям, которые не остались в стороне от крика детской души — низкий поклон!
Очень хочется им помочь сейчас! У многих деток нарушена речь, они плохо координируют движения, с трудом воспринимают информацию. Работа с ними занимает все время в течение многих лет. Прежде, чем они научатся пользоваться всем, что дано им от природы, с родителей 7 потов сойдет. Кто-то готов к такому самоотверженному труду, а ведь кто-то и нет!

В центре «Рождество» занимается свыше 500 семей ежегодно. Но одно дело заниматься со своим ребенком, а другое дело налаживать тонкие отношения с чужим. Программа этого клуба «Введение в традицию» по исследованиям психологов и логопедов оказывает коррекционное воздействие на детишек. Но самое главное, что занятия проходят совместно - дети и родители. Так что трепетный процесс установления теплых отношений мам и детишек проходит в творческой игровой обстановке под крылом опытных психологов и педагогов. Большую роль играет и пример отношений в других семьях. Ведь мамы и дети на виду. Здесь можно получить полное «мамское» образование: от потешек и пестушек с хороводными играми до рукодельных занятий и постановки кукольных сказок. Но это уже потом, когда ребенок в семье. А до того?...

Давно уже известны причины такой задержки в развитии детдомовских детишек. Ведь в младенческом возрасте их кормят, одевают, моют, следят за их здоровьем, но не хватает у медицинских сестер времени и рук на то, чтобы просто поговорить с ребенком, посмотреть ему в глаза, подержать на руках и «потетешкать». Неужели это так важно? ДА, ДА, ДА!!! Более чем важно!

Всем известен результат эксперимента на ферме Корнел в США. Одну группу ягнят оставили с овцами, которые их облизывали все время, а за другой группой ягнят был осуществлен качественный уход — их кормили, поили, но рядом не было овец, которые их еще и облизывали. Из этой группы многие ягнята не могли подняться на ноги, а многие заболели и даже умерли. Удивительно, но те ягнята, которых просто вытирали полотенцем, имели больший шанс выжить и быть здоровыми, чем те, к которым прикасались совсем мало. Думаете для детей это имеет другой эффект?

В книге Ильвы Эльнебю «Без твоего прикосновения я умру» говориться: «Тактильная стимуляция очень важна для развития человека. Человек способен прожить жизнь слепым, глухим, не чувствуя запаха и вкуса, но без чувственных функций, которыми обладает кожа, он не выживет». Эта удивительная женщина спасла многих малышей в разных странах, разработав целую методику стимуляции младенцев. Она сама работала в детдомах Иордании, Аргентины, занималась отстающими и больными детишками в Швеции и во многих других странах. Эта методика очень проста, надо брать ребенка на руки, массировать его, разговаривать с ним и глядеть ему в глаза....

Дэвид Чемберлен в книге «Разум вашего новорожденного ребенка» приводит массу примеров, доказывающих, что элементарное прикосновение и взгляд глаза в глаза с новорожденными способны полностью изменить картину развития ребенка. «Исследования показали, что те малыши, которым уделяли больше внимания, быстрее росли, быстрее набирали вес, развивали двигательную координацию и мышечный контроль».

Значение прикосновений – «тактильности» давно оценено человечеством. Американка Хелен Келер была слепой и глухой от рождения. Но через тактильность она достигла высокого уровня развития своего интеллекта. Испанец Якоб-Родригес Перейра (1715-1780) обучал глухонемых языку жестов, передавая им информацию через ощущения. Фредерик Лебуайе написал целую книгу «Нежные руки», в которой объяснял важность разговора с ребенком через его кожу. Ведь массаж усиливает и регулирует дыхание, кровообращение и кишечные функции, расслабляет, создает ощущение защищенности и востребованности.

Да, первую информацию о том, что происходит вокруг, младенец получает именно от прикосновений. Он не может адекватно оценить то, что видит и слышит, но он совершенно безошибочно трактует то, что чувствует всем телом. Именно прикосновения придают смысл тому, что ребенок видит и слышит. Потихоньку этот опыт накапливается, чувства облекаются в слова и процесс познания рождает сознание. Но, тем не менее, понимание ребенком первых слов возникает все же из физического контакта — прикосновения. Поэтому, именно эта форма разговора влияет на дальнейшую способность ребенка абстрактно мыслить.

Второе важное событие в жизни ребенка, когда он сам начинает прикасаться к окружающим его предметам. Легко представить значение этого упражнения, посмотрев на действия слепых людей. Прикосновения дают им информацию о форме и качестве предмета, о его структуре и назначении. Даже первые игровые навыки происходят именно в параллели с развитием чувствительности рук. Дети играют своими руками, потом захватывают и ноги, ушки и все выступающие части тела. В этот момент и взрослые подключаются к игре с пальчиками ребенка. М.М.. Кольцова и М.С. Рузина в своей книге «Ребенок учиться говорить. Пальчиковый игротренинг» говорят о невероятном влиянии развития моторики рук младенца на развитие его интеллекта и речевых функций. Помните знаменитую «Сороку-ворону»? Это тренировка чувствительности рук, которая оказывает важнейшее воздействие на развитие мозга, ведь он вынужден обработать и запомнить всю информацию от кожи на кончиках пальцев и от мускулатуры руки. Чтобы понять слово, ребенок должен его неоднократно услышать, понять, с каким ощущением его связать, представить тактильный, визуальный и т.д. образ называемого предмета и все это занести в записную книжку мозга. А чтобы произнести это слово, необходимо еще отобрать в мозгу и присоединить определенную последовательность работы мышц речевого аппарата. Вот это задача!

Э.Г.Пилюгина в книге «Сенсорные способности малыша» предлагает целый курс игр с детьми, считая, что именно ранний младенческий возраст является самым благоприятным в сенсорном воспитании, без которого невозможно формирование умственных способностей ребенка. Мало того, уже в первый год жизни нужна хорошо развитая сенсорная способность, чтобы ребенок мог ползать и вставать на ноги.
Мы осознали прикосновения, мы пощупали то, что к нам прикасалось, а теперь третье. Нам важно определить наше положение в пространстве и действие нашего тела для управления им. Это развитие вестибулярного аппарата, что дает возможность обрабатывать информацию о весе, силе, положении в пространстве, напряжении и расслаблении, скорости и равновесии. Помните, как любили наши бабушки подкидывать нас своими добрыми любвеобильными руками?
Тушки-татушки
Испекли ватрушки...
А уж сколько качали нас наши мамы, когда хотели убаюкать или помочь перенести боль от вспученного животика! Как кружил нас наш папа, изображая то карусель, то самолет, то поезд или верховые скачки! Все это постоянно тренировало наше чувство равновесия.
Получается, что если мы поначалу не прикасаемся к ребенку, не даем ему в ощущения окружающие предметы, и не стимулируем его вестибулярный аппарат, то у него нарушаются способности интерпретации услышанного, нарушается речь и нарушается координация.

Зададим вопрос второй раз: «Чем же помочь мамам, которые усыновляют детишек?»
Ответ прост. Кто-то в доме малютке или в больнице, где находится малыш, должен оказать помощь сбивающимся с ног медсестрам, должен заниматься всем вышеперечисленным, чтобы не упустить время, чтобы принимающая мама могла потратить все свои силы на установление материнско-детских отношений с ребеночком, а не на его лечение. Фонд «Наши дети», во главе с президентом Елизаветой Юрьевной Михеевой уже начал эту благородную миссию на базе Одинцовской детской городской больницы в 2007 году. За время работы более 50 детей прошли через заботливые руки нянь. В обязанности которых входят прогулки, игры, уход за детьми. Результаты отличные: детки лучше прибавляли в весе, меньше болели и успешнее развивались.
Фонд создан, чтобы помочь детям, оставшимся без попечения родителей. Елизавета Юрьевна признается: «Малыши очень нуждаются в человеческом тепле и внимании в начале своей жизни и мы, по мере сил, помогаем им получить его. Мы хотим распространить имеющийся опыт работы и на другие больницы, где нужна наша помощь.»
Но помощь нужна и самому фонду. Если ваше сердце откликнулось на эту просьбу, в фонде будут рады любой помощи.

Хотели бы помочь? Свяжитесь с нами!

125009, Москва, ул. Б. Никитская, д. 16
+7 985 270 8505
info@fond-malysham.ru